История возникновения аккумуляторов

Первые опыты, показавшие возможность аккумулировать, т.е. скоплять электрическую энергию, были произведены вскоре после открытия итальянским ученым Вольтой явлений гальванического электричества.

В 1801 году французский физик Готеро, пропуская через воду посредством платиновых электродов ток, обнаружил, что после того, как ток через воду прерван, можно, соединив между собой электроды, получить кратковременный электрический ток.

Ученый Риттер проделывал затем тот же опыт, употребляя вместо платиновых элекродов электроды из золота, серебра, меди и т. д. и отделяя их друг от друга кусками сукна, пропитанными растворами солей, он получил первый вторичный, т. е. способный отдавать запасенную в нем электрическую энергию, элемент.

Первые попытки создать теорию такого элемента были сделаны Вольтой, Марианини и Бекерелем, которые утверждали, что действие аккумулятора зависит от разложения электрическим током растворов солей на кислоту и щелочь и что эти последние затем, соединяясь, дают снова электрический ток.

Эта теория была разбита в 1926 году опытами Дерярива, который первый применил в аккумуляторе подкисленную воду.

Подкисленная вода при прохождении тока разлагается, очевидно, на кислород и водород, и этому разложению элемент и обязан своим последующим действием. Это положение блестяще доказал Грове, построив свой знаменитый газовый аккумулятор, состоящий из пластин, опущенных в подкисленную воду и окруженных в верхней части: одна — водородом и другая — кислородом. Однако, аккумулятор в таком виде был очень непрактичен, так как для запасания больших количеств электричества требовалось хранить очень большое количество газов, которые занимали большой объем.

Большое практическое усовершенствование в развитии аккумуляторов было внесено в 1859 году Гастоном Планте, который в результате длинного ряда опытов пришел к типу аккумулятора, состоящего из свинцовых пластин с большой поверхностью, которые при заряжении током покрывались окисью свинца, а. выделяя кислород и жидкость, отдавали электрический ток.

Планте брал две полосы из листового свинца, прокладывал между ними полосы сукна и сворачивал полосы вокруг круглой палки. Затем получившийся сверток он стягивал резиновыми кольцами и ставил в сосуд с подкисленной водой. При многократном заряжании и разряжании такого аккумулятора, на поверхности пластин образовывался активный действующий слой, который участвовал в процессе и придавал элементу большую емкость. Однако необходимость очень большого числа зарядов и разрядов аккумулятора Планте для придания ему некоторой емкости, очень сильно удорожало стоимость аккумулятора и затрудняло его выработку.

Первые успешные опыты создания батарей

Первые успешные опыты в деле создания батареи связаны с именем физика Алессандро Вольта. Его идеи в разное время дополняли и видоизменяли Иоганн Риттер, Антуан Анри Беккерель и Уильям Грове. Первый накопитель электрической энергии создал французский физик Гастон Планте, заменивший традиционные платиновые электроды свинцовыми. Впервые вторичный элемент сумел накопить достаточный заряд и стал сам давать постоянный ток в течение продолжительного времени.

Свинцово-кислотные элементы стали достаточно популярными в различных сферах жизни, однако их создание оставалось весьма трудоемким делом. Одной из наиболее удачных попыток заменить свинец стало изобретение американцем Томасом Эдисоном щелочного железо-никелевого аккумулятора, который используется и в наши дни. К сожалению, его также характеризуют серьезные недостатки: недостаточная надежность, дороговизна и малый коэффициент полезного действия.

На современные автомобили, в основном, устанавливают свинцовые стартерные аккумуляторы. Каждый такой АКБ обладает крепким корпусом, устойчивым не только к механическим колебаниям и температурным изменениям, но и к воздействию опасных химических элементов. Внутри него находятся разноименные электроды, погруженные в раствор электролита. Свинцовый аккумулятор имеет достаточно низкую себестоимость, ведь необходимые для его работы химические вещества не обладают высокой ценой. Подобная батарея доступна для покупки практически в любом автомобильном магазине — от Москвы до городов в наиболее удаленных регионах нашей страны.

 

5 (100%) 1 vote